Смирнова Евгения Николаевна
- Опубликовано 09.03.2021 05:45
- Просмотров: 468
Творческая биография
Евгения Николаевна Смирнова – преподаватель высшей категории по классу фортепиано, ансамбля и аккомпанемента. Профессиональный стаж в школе 50 лет. Общий педагогический стаж 58 лет.
Музыкальное образование начала в школе десятилетке для музыкально талантливых детей при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. С 1945 по 1953 годы занималась в классе Генриэтты Иосифовны Мучар.
Евгения Николаевна училась с одаренными ребятами, которые впоследствии стали известными музыкантами. Среди них: народные артисты Российской Федерации Вадим Биберган, композитор, член союза композиторов Санкт-Петербурга, Владислав Казенин, председатель союза композиторов России с 1990 по 2014 годы, заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерий Кичин, журналист, кино- и театральный критик, радиоведущий, обозреватель «Российской газеты». На профессиональное и человеческое становление и развитие личности повлияло общение с музыкантами высокого уровня. Школа-десятилетка была репетиционной площадкой для многих знаменитостей, которые своим примером увлекали искусством детей: Эмиля Гилельса (фортепиано), Давида Ойстраха (скрипка), Мстислава Растроповича (виолончель). Ощущение близости к музыкантам высокого статуса делало жизнь учащихся интересной и придавало домашним занятиям эмоциональный смысл.
В 1953 году Евгения Николаевна поступила сразу же на второй курс музыкального училища имени П.И. Чайковского (1953-1956). Занималась у преподавателя по специализированному фортепиано Миры Исаевны Олле. После успешного окончания училища в 1956 году, Евгения Николаевна получила направление в музыкальную школу города Алапаевска. В Алапаевске работала вместе с талантливым гитаристом Юрием Чесноковым, с которым училась в музыкальном училище и позже работала и общалась в музыкальной школе города Свердловска-44.
Будучи молодым специалистом, Евгения Николаевна, пристрастилась к музейным ценностям, к историческим памятникам архитектуры и живописи. Научилась общаться с детьми через музыку и искусство. В Алапаевске познакомилась с творческим художником и музыкантом Верой Борисовной Городилиной, которая в 1965 году в здании Алапаевской музыкальной школы открыла Дом-музей П.И. Чайковского.
В 1964 году Евгения Николаевна вместе с семьей переехала в город Свердловск-44 (Новоуральск) и продолжила творческую деятельность преподавателем по классу фортепиано на фортепианном отделении, а позже на Дирижерско-хоровом отделении.
Е.Н. Смирнова проработала в Детской школе искусств с 1964 по 2014 год. За это время выпущено более 100 выпускников. Многие из них выбрали профессию музыканта и работают в городе Новоуральске и городах России.
Евгения Николаевна всегда считала, что методическая работа помогает раскрыться в педагогической, исполнительской и педагогической деятельности. Поэтому так много уделяла внимание созданию методических разработок, среди которых:
– «Техническое развитие учащихся младших классов», представлена на конференции в Москве, удостоена Диплома Министерства культуры Российской Федерации;
– «По произведениям Анны Магдалены Бах» (аналитическое исследование разных редакций), использовалась в работе преподавателями школы;
– «Музыка для детей», игровая театрализованная постановка со стихами неоднократно была показана для учащихся общеобразовательных школ.
Ученики Евгении Николаевны Смирновой всегда выступали на сцене школы с яркими интересными программами.
Евгения Николаевна всегда была примером для учеников отношения к жизни, людям и добросовестной работы. Выступала на различных городских площадках города в фортепианном ансамбле с Валентиной Петровной Копаловой, в дуэте с Ольгой Николаевной Первуниной (виолончель).
За добросовестный труд и творческую деятельность имеет награды:
- Медаль Ветеран труда (1989)
- Медаль «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (2020)
- Грамота Управляющего Горнозаводским управленческим округом (2005)
- Имеет грамоты отдела культуры Новоуральска и Свердловской области за вклад в развитие культуры школы и города.
1 сентября 2014 года Евгения Николаевна вышла на заслуженный отдых.
Воспоминания о школе
Я родилась в городе Копейске Челябинской области. В шесть лет я осталась круглой сиротой и на воспитание меня взяла тетя, которую я стала называть мамой. Я переехала в Свердловск, областной город. Моя вторая мама работала в школе-десятилетке художницей, поэтому предложила и мне заниматься в школе, чтобы я была рядом с ней. Музыкальные способности позволяли мне учиться в десятилетке. Школа находилась рядом с нашим домом. Как только в семье появились деньги, для меня купили фортепиано. Позже я осознала ценность обучения в школе для одаренных детей. Это учебное заведение было организовано в годы Великой Отечественной войны (ноябрь 1943 года) приказом Комитета по делам искусств РСФСР как музыкальная школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского для музыкально талантливых детей. Мне рассказывали, что министр культуры был в недоумении: «Зачем во время войны открывать музыкальные школы?» На что услышал ответ Иосифа Виссарионовича Сталина: «Зачем нам нужна победа, если мы не будем заботиться о талантливых детях?!». С нами работали прекрасные специалисты, профессора Свердловской, Московской, Ленинградской, Одесской консерваторий, которые в годы войны оказались в эвакуации. Я помню, это были очень интеллигентные люди, которые уважительно относились к нам, маленьким детям. Мы занимались в две смены. С утра до обеда проходили образовательные и теоретические предметы, а со второй половины дня — индивидуальные занятия по разным специальностям. Я училась с очень талантливыми ребятами. Среди них были: Вадим Биберган (преподаватель фортепиано Наталья Николаевна Позняковская), — ныне советский и российский композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга; Владислав Казенин (преподаватель фортепиано Берта Соломоновна Маранц) — с 1990 года председатель Союза композиторов России. Крупнейшими коллективами школы-десятилетки в то время руководили известные музыканты: Владимир Александрович Глаголев (выпускник Ленинградской консерватории) — руководитель хора и Марк Изральевич Паверман (выпускник Московской консерватории, основатель Уральского академического симфонического оркестра и уральской школы оперно-симфонического дирижирования, — руководитель школьного оркестра. Велик и многогранен вклад дирижера М.И. Павермана в строительство музыкальной культуры советского Урала. Долгие годы он совмещал исполнительскую деятельность с педагогической. В стенах Уральской консерватории профессор Паверман воспитал десятки оркестровых и хоровых дирижеров, успешно работающих во многих городах страны. Творчество Марка Израилевича было отражением его человеческих качеств, высокой духовности, редкой интеллигентности и человеческой доброты. Маэстро скончался 13 июня 1993 года в Москве. В 1996 году на здании Свердловской государственной филармонии был открыт памятный знак М.И. Паверману. У входа в зал филармонии установлен бронзовый бюст дирижера. Камерному залу Свердловской детской филармонии присвоено имя выдающегося мастера. В здании детской филармонии открыт музей, посвященный дирижеру.
Нам ученикам, очень нравилось заниматься по хору у В.А. Глаголева. Хор был на высоком уровне. Мы много выступали. Владимир Александрович очень интересно с нами работал и каждого заставлял дирижировать исполняемые произведения. С первого класса был введен урок танца. Занималась с нами дочь легендарного балетмейстера Мариуса Петипа. И это было здорово! С пятого класса меня перевели в класс по фортепиано к Генриэтте Иосифовне Мучар. Это был профессионал высокого уровня, очень суровая и требовательная к ученикам и к себе. Генриэтта Иосифовна сразу предложила мне играть серьезное произведение Л. Бетховена Концерт № 2, три части. Работа над концертом потребовала много усилий и прилежания. Пятый класс я закончила с «отличием», а в шестом классе мне была назначена стипендия.
Культура преподавателей и детей повлияла на мое профессиональное и человеческое становление и развитие. Я была очень любознательна и пытлива. Школа-десятилетка в то время была репетиционной площадкой для многих знаменитостей. К нам приезжал Эмиль Гилельс (фортепиано), Давид Ойстрах (скрипка), Мстислав Растропович (виолончель). Музыканты занимались в одном из классов, который находился в фойе школы. Двери класса всегда были открыты. И мы, ученики школы, часами могли наблюдать и слушать, как занимаются музыканты. Эмиль Гилельс мог оттачивать один скачок до тридцати минут. А Мстислав Ростропович очень легко, с большим юмором общался с нами в перерывах между занятиями. Он отпускал шуточки, рассказывал прибаутки. А как преображался в работе за инструментом! Становился очень серьезным, занимался с интересом и увлеченно. Потом мы «за копейки» покупали контрамарки и ходили на все концерты приезжих исполнителей. Ощущение близости к музыкантам высокого уровня делало нашу жизнь интересной и придавало домашним занятиям эмоциональный смысл. Нам было стыдно приходить на урок неподготовленными.
После восьмого класса школы-десятилетки (1945-1953) я поступила сразу же на второй курс музыкального училища им. П.И. Чайковского (1953-1956). А когда успешно окончила училище, получила направление в музыкальную школу города Алапаевска. Нас приехало пять молодых специалистов по разным специальностям. Среди нас был молодой и талантливый гитарист Юрий Чесноков, с которым мы учились в музыкальном училище и позже общались и работали в музыкальной школе г. Свердловска-44. В студенческие годы он работал в оперном театре, пел в хоре, поэтому знал все оперы наизусть. Я знаю, что он снимался в фильме Свердловской киностудии «Во власти золота», где исполнял романс, аккомпанируя себе на гитаре. Вскоре Юрий Чесноков был востребован как артист, получил приглашение в Дом офицеров в Ансамбль песни и пляски и переехал в Екатеринбург. Юрий Кондратьевич Чесноков был человек высокой музыкальной культуры, оставил после себя огромное количество ярких музыкантов–исполнителей. Среди них: Александр Малюта, Евгений Кораблин, Александр Воронцов, Александр Гусев и другие… Его фамилия внесена в российскую музыкальную энциклопедию.
В музыкальной школе г. Алапаевска я преподавала фортепиано и с учениками занималась в большом зале, где играл на рояле маленький Петенька Чайковский. Из окон был виден завод, на котором работал управляющим Алапаевским горным округом отец Чайковского. Коллектив музыкальной школы города Алапаевска был молодой и творческий. Многие преподаватели очень хорошо рисовали, делились знаниями о художниках и композиторах. Будучи молодым специалистом, я пристрастилась к музейным ценностям, к историческим памятникам архитектуры и живописи. Я научилась общаться с детьми через музыку и искусство. Через три-четыре года школу отремонтировали. В 1965 году преподаватель Вера Борисовна Городилина открыла Дом музей П.И. Чайковского. Вера Борисовна — человек творческий: художник и музыкант. Именно она первой занялась изучением алапаевского периода жизни Петра Ильича Чайковского. Кроме этого, ей удалось собрать удивительную коллекцию музыкальных инструментов и их миниатюрных копий. В музее были представлены инструменты: виолончель, скрипка, рояль, флейта, цитра, пианохорд, окарина, фисгармония, музыкальные шкатулки и даже музыкальный графин.
В 1964 году с семьей я переехала в г. Свердловск-44 и устроилась преподавателем в музыкальную школу. Я была поражена молодым возрастом коллектива, его красотой и самодостаточностью. Меня встретили очень образованные, красивые, ухоженные и такие юные преподаватели: Нина Аркадьевна Чернова, Ольга Константиновна Соколова, Ирина Николаевна Волкова, Людмила Николаевна Шалимова, Людмила Николаевна Дзюбановна, Ольга Петровна Макарова, Наталья Валентиновна Ежелева (Петрик). Я всегда любовалась их внутренней душевной красотой и внешностью. Игорь Трофимович Скробов, директор школы, часто повторял: «У меня работают самые красивые женщины!», а иногда сетовал на женский коллектив «Только и гоняю ваших ухажёров!». Коллектив был очень дружный. Особенно мне была близка по духу Ольга Петровна Макарова. Её такт и обаяние привлекали многих коллег, родителей и учеников. Тамара Федоровна Захваткина — сначала как руководитель Дирижерcко-хорового отделения, позже заместитель директора школы, всех нас объединяла; вносила в коллектив сплоченность и творческость, каждого могла услышать и поддержать. Много лет я работала рядом с Ириной Николаевной Волковой. Это деликатнейший человек, грамотный профессионал, к мнению которого всегда прислушивался коллектив.
Я проработала в школе пятьдесят лет (1964-2014). Я благодарна своим родителям и всем людям, кто появлялся в моей судьбе. Но самое главное в нашей профессии — это ученики, наше будущее и наше богатство. Я выпустила из своего класса более 100 человек. Многие продолжают работать в детских сада и общеобразовательных школах города Новоуральска музыкальными руководителями и преподавателями музыки. У нас прекрасная профессия. Мы служим музыке и детям! Мы несем людям радость общения с искусством и друг с другом. В юбилейные дни школы хочу поздравить школу с 70-летием и пожелать своим коллегам долголетия, здоровья, успехов, и счастья!