Субботина Ольга Константиновна
- Опубликовано 08.02.2021 09:47
- Просмотров: 576
Творческая биография
Ольга Константиновна Субботина – преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано, ансамбля, аккомпанемента. Стаж работы в Детской школе искусств 45 лет. Общий стаж педагогической работы – 52 года.
Выпускница Детской музыкальной школы Новоуральска 1958 года. Училась уСветланы Михайловны Кузьминой (фортепиано), Александра Алексеевича Бакулова (фортепиано) и Фаины Михайловны Мешковой (сольфеджио, музыкальная литература). Член ВЛКСМ с 1954 года.
С 1958 по 1964 годы – училась в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (заочно). В 1959 году начала преподавать в Детской музыкальной школе Новоуральска. В 1964 году переехала с семьей в город Красноярск–45 (Зеленогорск) и преподавала фортепиано в Детской музыкальной школе. С 1968 по 1970 годы Ольга Константиновна преподавала фортепиано в Минераловодской районной детской музыкальной школе № 1, поселка Новотерский Ставропольского края. С 1970 по 1971 годы работала педагогом по классу фортепиано в детской музыкальной школы города Шевченко (ныне Актау) Казахской ССР.
В 1971 году Ольга Константиновна вернулась в родной город Свердловск-44, ныне Новоуральск, и возобновила трудовую деятельность в Детской музыкальной школе в качестве концертмейстера в классе Ольги Николаевны Первуниной (виолончель) и Галины Алексеевны Глуховой (скрипка). Являлась секретарем общих педсоветов.
Позже начала преподавательскую деятельность в Вечерней школе на фортепианном отделении. С 1977 по 1987 годы О.К. Субботина возглавляла фортепианную секцию отделения общего музыкального образования (Вечерняя школа общего музыкального образования). Ольга Константиновна бережно, терпеливо и заинтересовано передавала ранее накопленный опыт молодым преподавателям.
Сплачивая коллектив интересной внеклассной работой, она всегда была примером активной исполнительской и шефской деятельности на отделении и школе. Ольга Константиновна проводила много классных вечеров и коллективных уроков по чтению с листа, конкурсы «Кто лучше?», постановочные спектакли «Урок музыки». Много выступала на сцене и объединяла детей игрой в ансамбле в 4 руки. Ольга Константиновна увлекла педагогической работой и свою дочь, Елену Валерьевну Васильеву, которая, успешно окончив в 1980 году Асбестовское музыкальное училище, вернулась работать в родную школу. Вместе они организовали немало интереснейших мероприятий.
Как любитель, Ольга Константиновна занималась вокальным искусством под руководством Игоря Борисовича Клементова. Вместе с концертмейстером Галиной Арсеньевной Клементовой выступала на концертах в Детской школе искусств, музыкальной школы, клубе «Строитель», в городской библиотеке, дошкольных учреждениях.
В 1991 году Ольга Константиновна перешла работать преподавателем по классу фортепиано на отделение «Юность», а, затем, на отделение Общего эстетического образования.
Ольга Константиновна обладала большим опытом работы с подростками, ее ученики постоянно участвовали в школьных концертах и музыкальных фестивалях.
За время педагогической деятельности О.К. Субботиной выпущено более ста человек. Около двадцати выпускников окончили средние и высшие музыкальные учебные заведения. Среди них: Светлана Кузнецова, Светлана Пахтусова, Марина Гура, Евгений Сога, Лариса Щекалёва, Маргарита Михеева, Елена Никитина, Елена Малова, Елена Луженкова.
Выпускники Ольги Константиновны занимаются детской педагогикой и детским творчеством успешно работают в разных городах России: Минеральных Водах, Уфе, Екатеринбурге, Верхней Пышме, Новоуральске и за рубежом.
За добросовестный труд и творческую деятельность О.К. Субботина имеет награды:
- Знак Министерства культуры СССР «За отличную работу», 1980 г.
- Медаль «Ветеран атомной энергетики и промышленности», 1990 г.
- Занесена в книгу «Художественное образование Среднего Урала», 2006 г.
- Благодарности и грамоты Отдела культуры Администрации Новоуральского городского округа.
1 сентября 2013 года Ольга Константиновна Субботина вышла на заслуженный отдых.
Воспоминания о школе
Хочу начать свой рассказ с размышления. Мы живем в эпоху сетевых коммуникаций: Молодые люди не испытывают сегодня проблем с овладением цифровой техникой. Они быстро и мобильно получают новую информацию. Но при этом ухудшаются их умственные способности, разрушается их эмоциональная и чувственная сфера. Наблюдая за молодыми родителями, вижу, как им не хватает культуры, кругозора, воспитания. Поэтому задача музыкальных, художественных школ, студий приобщить юное поколение к классической литературе, искусству, музыке и научить эмоционально воспринимать мир.
Я родилась в 1940 году, за год до Великой Отечественной войны в Казахстане. Брак моих родителей был повторный. У каждого из них уже было по двое детей. Но папа очень хотел дочь Ольгу. Имя выбрал в честь княгини Ольги, которая приняла христианство на Руси и слыла своей суровостью и справедливостью. Мои родители были интеллигентными людьми, любили искусство и музыку. Папа хорошо пел, у него был приятный тенор. Исполнял романсы, итальянские песни. Мама играла в любительских спектаклях. Оба работали в тресте «Алтай-золото». В семье был новый патефон красного цвета. Он меня привлекал тем, что я могла самостоятельно ставить пластинки с записями любимых папиных опер. Слушала и запоминала мелодии полюбившихся арий в исполнении Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Елены Кругликовой и других оперных певцов. А потом устраивала представления для домашних.
Началась война. Папа ушел на фронт. Мама продолжала работать секретарем. В 1943 году случилось несчастье. Я получила огнестрельное ранение в ногу. Маме пришлось заниматься моим лечением, потребовалось несколько операций, что задержало мое поступление в школу. В первый класс я пошла в 8 лет. Шел 1948 год. Наша семья переехала в город Ленинабад. Родители, желая дать мне музыкальное образование, отвели меня в музыкальную студию при Доме культуры. Там я получила азы нотной грамоты и игры на фортепиано. Мне исполнилось 10 лет. Семья переехала в город Нижняя Тура, где я занималась музыкой частным образом. Только в 1952 году, когда родители переехали в Свердловск-44, я пришла в настоящую музыкальную школу, предъявив документы об образовании, которые мне предоставили мои частные учителя музыки. Я привела в изумление всю приёмную комиссию. Оценки в документе не соответствовали моим музыкальным данным и навыкам. Члены комиссии оценили меня на «хорошо» и «отлично».
Я всегда училась прилежно и поэтому развивалась в музыкальном плане стремительно. Особенно мне нравился предмет «сольфеджио» и преподаватель Фаина Михайловна Мешкова. Фаина Михайловна была всегда аккуратно причёсана, приветлива и доброжелательна, держалась скромно, а одевалась очень строго. На ней был сарафан и блузочка. Школа находилась на улице Крупской. Это было двухэтажное здание. Группы в классе были немногочисленными, составляли 5-7 человек. На уроках по сольфеджио мы много пели дуэтом, «с ходу» писали диктанты. И давалось все нам очень легко. Фаина Михайловна сидела за столом и мягким, вкрадчивым голосом передавала нам свои знания по сольфеджио.
Первым преподавателем по фортепиано стала Кузьмина Светлана Михайловна. Еще мне выпало большое счастье в том, что я в числе нескольких учеников попала в класс Александра Алексеевича Бакулова. В одном классе со мной занимались Марина Тютина, Нина Чернова, Света Мезенцева, Витя Кислицын, а в младшем классе Медведева Татьяна Александровна.
Этот период жизни был для меня самым ярким, замечательным и судьбоносным. До сих пор в моей памяти хранится незабываемый образ Александра Алексеевича — обаятельный, с живыми, с какой-то искринкой, серыми глазами, приятной, притягательной улыбкой. Он был олицетворением доброжелательности, мягкости, большой тактичности. Никогда ни с кем он не позволял себе повысить голос, унизить чьё-то достоинство, раздражаться.
Прийти к нему с невыученным заданием казалось просто невозможным, постыдным. Указания его никогда не обижали, а наоборот вызывали новый подъем в работе. Сам он играл великолепно и своим блестящим исполнением заряжал нас, вселяя творческую радость и оптимизм.
Помню, подходя к классу к нему на урок я несколько минут, затаив дыхание с волнением слушала его игру из-за дверей, боясь, что он оторвется от рояля, увидев, что я пришла на урок. Это для меня была мини-филармония, где я могла насладиться звуками произведений Шопена, Рахманинова, Листа, Шумана, Грига, Брамса, Чайковского и других композиторов.
А какой неожиданностью, волнительной радостью было его решение устроить нам с Мариной Тютиной сольный концерт в 2-х отделениях перед выпускным экзаменом. В ансамбле с ним мы играли концерты, а когда исполняли пьесы и этюды, то Александр Алексеевич из-за кулис поощрительно ободрял нас своей лучезарной улыбкой, придавая нам уверенность, эмоциональный подъем, ощущение праздничности.
Его выступления в театре пользовались огромным успехом, являясь своеобразным ликбезом в нашем городе в воспитании вкуса, привития высокого искусства, приобщения к классической музыке.
Встреча с этим талантливым, замечательным музыкантом и определила мой дальнейший жизненный путь. Без музыки, без фортепиано я уже не мыслила своего существования.
Сколько же слез, переживаний было у меня, когда я узнала, что он уезжает. Так случилось, что в день его отъезда я направлялась к своей подруге, которая жила в одном доме с Александром Алексеевичем. Неожиданно я заметила Александра Алексеевича с женой и дочкой. Я поняла, что он уезжает из города. Увидев меня, он как-то радостно бросился ко мне, обнял и попросил проводить его на вокзал. Я села с ними в машину. У меня, конечно же, не было с собой пропуска, и он задержался со мной у КПП и еще несколько минут напутствовал меня, желал счастья, успехов, уверенности во всем и просил написать ему в Москву.
Каково же было мое удивление, волнение, когда я получила от него письмо, в котором он просто, доверительно сообщал мне о своей работе, делах и заботах. Интересовался моими успехами в учебе, в жизни. Училась я на 1-м курсе училища имени П.И. Чайковского.
Была еще одна последняя встреча на праздновании Юбилея нашей школы. До начала праздничного концерта я нашла его, сидящим в концертном зале. Увидев меня, он живо пригласил сесть рядом. Немного пообщавшись, мы стали слушать концерт. Я попросила Александра Алексеевича обратить внимание на исполнение пьесы Э. Грига «Бабочка», которую играла моя дочь Лена. Он нашел ее исполнение музыкальным, технически свободным, осознанным. Затем я сказала, что это играла моя дочь. Услышав одобрительную оценку ее исполнению, во мне укрепилась мысль о её дальнейшем образовании, определении ее дальнейшей судьбы. Несмотря на свой немолодой возраст, Александр Алексеевич остался таким же естественным, простым в общении (не до панибратства), интеллигентным, открытым, искренним человеком.
В 1958 году после окончания музыкальной школы я поступила в музыкальное училище имени П.И. Чайковского города Свердловска. Закончив первый курс, вышла замуж и перешла на заочное обучение, совместив с работой в нашей музыкальной школе в качестве преподавателя по классу фортепиано. После рождения дочери Елены, молодая семья приняла решение уехать из города и начать новую самостоятельную жизнь. В Сибири начиналась стройка нового города Красноярск-45 и требовались молодые специалисты. Жизнь на новом месте складывалась интересно. Коллектив педагогов музыкальной школы, куда меня взяли на работу, был молодой и дружный, с трогательной заботой друг о друге. Нам было по 22-25 лет.
В 1965 году родился сын Юрий. Мальчик родился болезненным и слабым. Вердикт врачей был таков: «Менять климат, иначе потеряете сына». Не задумываясь, решили ехать на Кавказ: к теплу, фруктам. Но жизнь предъявляла новые испытания и новые переезды. И наконец, мы снова вернулись в Свердловск–44. Была весна, март, конец учебного года в школах. Устроиться на работу в течение месяца, чтобы не потерять трудовой стаж, было затруднительно. В сложное положение я поставила директора школы Игоря Трофимовича Скробова. Он человек добрейшей души – к людям всегда относился участливо. И меня не оставил без помощи, предложив работу концертмейстера.
Так я приступила к работе концертмейстера в классах Ольги Николаевны Первуниной (виолончель) и Галины Алексеевны Глуховой (скрипка). Через год меня назначили секретарем общих педсоветов, а позже перевели преподавателем в Вечернюю школу на фортепианное отделение. В то время заведующей отделением была Ольга Константиновна Соколова. Мы с ней сблизились. Когда Ольга Константиновна пошла на повышение, она рекомендовала меня на должность заведующего отделением «Фортепиано» Вечерней музыкальной школы. В должности заведующего я проработала 10 лет с 1977 по 1987 год.
Коллектив отделения Вечерней школы был интересный и творческий. В его состав входили: И.Д. Клементьева, А.А. Домбаева, Г.И. Степанова, Л.Б. Соловьева, Т.Г. Коновалова, Н.А. Миронович, преподаватели теоретических дисциплин Л.Н. Молчанова и О.В.Усольцева. В 1980-е годы влились молодые преподаватели Н.С.Петрович, Н.К.Бугрова. В 1990- годы – М.Н. Гордеева, О.П.Кузьмина, Е.В.Васильева. Мы все были очень молоды, активны во всех начинаниях.
Я с гордостью вспоминаю, что некоторые преподаватели Вечерней школы вошли в руководящий состав Детской школы искусств:
Ирина Дмитриевна Клементьева — 40 лет посвятила административной и общественной работе в школе. Активный секретарь комсомольской организации (1978-1988), завуч Вечерней музыкальной школы (1981-1991), заместитель директора по учебной работе и маркетингу (1991-2017). Всегда была обаятельным, доброжелательным общительным человеком и грамотным руководителем. Как организатор умела вдохновить, убедить словом, заразить собственным примером, повести за собой. Я до сих пор не могу понять, как ей удавалось охватить такой большой объём работы.
Татьяна Германовна Коновалова — заведующий фортепианным отделением Вечерней музыкальной школы (1987-1991), отделения «Юность» (1991-2005). Требовательна к себе и людям. Умела поднять настроение и направить работу в творческом русле. Много играла на сцене сольно, в ансамблях с преподавателями, учениками. 17 выпускников продолжили образование в средних и высших специальных учебных заведениях художественного направления.
Надежда Константиновна Бугрова – заведующий отделением Общего эстетического образования (2000-2013), отделения «Хоровое пение» (2013-2018), заведующий отделом с 2019 года. Её мобильность находит выход в творческой деятельности. Всегда была позитивно настроена на работу. Надежда Константиновна хорошо понимает природу ребёнка и увлекает детский и педагогический коллектив концертной и проектной деятельностью. Творчески продумывает все мероприятия.
Марина Николаевна Гордеева — заведующий отделением «Юность» (2005-2007), заведующий секцией концертмейстеров (2007-2015), заведующий учебным отделом (2015-2016), заведующий конкурсным отделом школы (2018-2019). Марина Николаевна логично и умно продумывала рост молодых преподавателей. До сих пор много времени отдаёт конкурсным и концертным мероприятиям. Ее исполнительское мастерство и концертмейстерская деятельность отмечены дипломами «Лучший концертмейстер». Любит музыку и сцену!
Хочу сказать, что, несмотря на сокращенный пятилетний курс обучения в Вечерней школе, у выпускников были очень сильные выпускные программы. Ребята играли две части сонаты или концерт, 2-х голосную инвенцию И.С. Баха, пьесы за 6-7 класс, этюды К. Черни соч. 299, И. Крамера.
Тамара Николаевна Гаврилова была ведущим преподавателем в школе по классу фортепиано. Главное её качество — интеллигентность, высокий профессионализм, любовь к музыке, детям, жизни. К коллегам и ученикам Тамара Николаевна всегда относилась с уважением, тактично, порой строго, но справедливо. Многие её ученики преподают в нашей школе. Мне были близки профессиональные и человеческие качества Тамары Николаевны в работе: кропотливый труд с каждым учеником, методическая направленность, подбор репертуара, уровень подготовки к выпускным экзаменам.
Среди моих первых. своих выпускников хочу вспомнить: Светлану Кузнецову, Светлану Пахтусову, Марину Гуру, Евгения Согу, Ларису Щекалёву, Маргариту Михееву, Елену Никитину. И все они стали профессионалами-музыкантами. За время педагогической деятельности из моего класса вышло более ста человек. И мне всегда хотелось передать ученикам частицу своего сердца, свою увлеченность, любовь к музыке и фортепиано. 15 человек выбрали профессиональный путь музыканта. Продолжают успешно работать в разных городах России: Минеральных Водах, Уфе, Верхней Пышме, Екатеринбурге, Новоуральске.
На самом деле секрет моего педагогического мастерства в глубокой вере в ученика. Мой девиз в педагогике: «Верить в каждого ученика, с разными возможностями!». И второй девиз: «Увлечь себя, увлечь ученика!»
Совместно со своей дочерью Еленой Валерьевной Васильевой, я всегда проводила много классных вечеров и классных коллективных уроков по чтению с листа, конкурсы «Кто лучше?». Много играла сама и сплачивала детей игрой в ансамбле в 4 руки. Всегда были призы: торты, шары, конфеты, игрушки. Все мероприятия объединяли детей и развивали интерес к музыкальным занятиям.
В школе я подружилась с Галиной Арсеньевной Клементовой. Наша дружба была бескорыстна, поэтому с семьей Клементовых сложились очень теплые отношения. Мы часто собирались по праздникам друг у друга дома и много пели. Пение — это моя душа, это моё призвание с детства. Игорь Борисович Клементов открыл во мне способность к вокальному искусству. Пять лет я наслаждалась общением со своим учителем. Выступала на сцене клуба «Строитель», в библиотеке, в дошкольных учреждениях. Я никогда не волновалась на сцене. Галина Арсеньевна была моим надежным концертмейстером. Она была очень жизнерадостным, жизнелюбивым человеком, с богатым чувством юмора, иногда очень своеобразным, присущим только ей одной. Она умела поднять настроение всем, вселить оптимизм, уверенность и вдохновить перед выступлением учащихся. Сама жила своим творчеством, самозабвенно любила свою работу, безотказно выполняла любые просьбы об участии в концертах, получая радость от искусства.
Я посвятила творчеству и музыкальному образованию 52 года. Это были самые счастливые годы моего становления и творческого роста. Я до сих пор люблю детей и музыку!
Желаю в 70-летний Юбилей школы, молодым преподавателям бережнее относиться друг к другу и детям. Помнить, что музыка учит нас сопереживать. А своим друзьям и коллегам желаю счастья, радости от соприкосновения с искусством и творчеством!