Копалова Валентина Петровна
- Опубликовано 01.02.2021 05:06
- Просмотров: 330
Творческая биография
Валентина Петровна Копалова – преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, ансамбля и аккомпанемента. Стаж работы в Детской школе искусств с 1974 года. Общий профессиональный стаж с 1957 года.
Валентина Петровна в 1953 году с отличием окончила музыкальную школу в городе Нижнем Тагиле и поступила в Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского. Училась в классе фортепиано у преподавателя Вадима Васильевича Евлампиева. Окончила училище с отличием у Богомаз Марии Григорьевны, доцента Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.
1958-1964 – годы учебы в Казахской Национальной Консерватории имени Курмангазы города Алматы в классе преподавателя Росмана Эмиля Абрамовича – Берты Соломоновны Маранц,ученицы Генриха Густавовича Нейгауза. В городе Алматы Валентина Петровна 17 лет с 1957 по 1974 годы работала концертмейстером в Казахской Национальной Консерватории имени Курмангазы, а также преподавала в детских музыкальных школах.
В 1974 году приехала в город Новоуральск и начала трудовую деятельность преподавателем фортепиано в Детской музыкальной школе.
Валентина Петровна выпустила более 100 выпускников. Многие ученики Валентины Петровны выбрали творческие профессии и работают в городе Новоуральске. Более десяти человек продолжили профессиональное музыкальное образование.
Выпускники Валентины Петровны занимают активную гражданскую позицию и проявляют творчество в профессиональной деятельности. Среди них:
Акрамова Анна – окончила факультет журналистики Гуманитарного университета города Екатеринбурга. Работает редактором-координатором Новоуральской вещательной компании. Ведущая прямых эфиров и трансляций многих праздничных общественных мероприятий. Автор и ведущая тематических программ;
Аверьянов Виталий – окончил музыкальное училище имени П.И. Чайковского (эстрадное отделение) и Уральский государственный педагогический университет. Композитор и пианист, директор Арт-проекта «Бомонд», работает в городе Екатеринбурге.
Ветрова Елена – окончила Свердловское музыкально-педагогическое училище. Работает музыкальным руководителем в дошкольном учреждении города Новоуральска.
Гученкова Татьяна – окончила Озерский колледж искусств, отделение «специальное фортепиано». Работала в Детской школе искусств концертмейстером и преподавателем по классу фортепиано.
Щербакова Ольга – окончила Озерский колледж искусств, отделение «специальное фортепиано». Работает заместителем директора ДШИ поселка Верх-Нейвинский;
Калинина Татьяна – окончила Уральский государственный педагогический университет. Работает музыкальным руководителем в Центре внешкольной работы города Новоуральска.
Кислицына Елена – окончила музыкальное училище имени П.И. Чайковского, Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского историко-композиторское отделение, Уральский государственный педагогический университет. Работает в Доме культуры «Новоуральский» и в Средней общеобразовательной школе № 49 педагогом дополнительного образования (эстрадный вокал);
Клементова Евгения – окончила музыкальное училище имени Петра Ильича Чайковского, отделение «специальное фортепиано» у преподавателя Галины Михайловны Мамаевой и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского. Живет и работает по специальности в Санкт-Петербурге.
Швыдкая Елена – окончила Российский государственный профессионально –педагогический университет.
Свечкова Ирина – окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, вокальное отделение. Преподает в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.
Влюбленность в искусство и музыку В.П. Копалова передала дочери и внукам. Дочь Алона в 1984 году успешно окончила Детскую школу искусств Новоуральска, отделение «Фортепиано» у преподавателя Тамары Николаевны Гавриловой. Сейчас живет и работает в Израиле. Занимается музыкотерапией в детском отделении госпиталя и школах. Успешно лечит детей, которые имеют отклонения в здоровье. Внук Илья в 2019 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу саксофона и поступил в Российскую академию музыки имени. Гнесиных. Гастролирует по России и за рубежом в составе квартета духовых инструментов. Участвовал в оркестровых сессиях Всероссийского юношеского симфонического оркестра Юрия Башмета. Внучка Татьяна окончила отделение декоративно-прикладного искусства Российского государственного профессионально-педагогического университета. Живет и работает по специальности в Москве.
Неутомимый энтузиаст и пропагандист музыкального искусства, Валентина Петровна, много выступала на сцене в ансамбле с учениками, в дуэте с Галиной Арсеньевной Клементовой и Евгенией Николаевной Смирной, а также в ансамбле с преподавателями Тамарой Федоровной Захваткиной и Светланой Николаевной Краснопевцевой. Валентина Петровна регулярно наглядно представляла новый нотный материал, поступающий в библиотеку школы.
Ученики класса успешно выступали с концертными номерами на отчетных концертах отделения и в сольных концертах (Татьяна Гученкова); участвовали в школьных конкурсах. Исполнение Королёвой Веры пьесы «Ноктюрн» Эдварда Грига было отмечено как лучшее выступление в школьном конкурсе, посвященном Э. Григу.
В.П. Копалова была председателем профсоюзной организации Детской школы искусств.
За добросовестный труд и творческую деятельность В.П. Копалова имеет награды:
- Медаль «Ветеран труда», 1989 г.
- Медаль «Ветеран атомной энергетики и промышленности», 2002 г.
- Многочисленные грамоты городского отдела культуры и областного отдела культуры за профессиональный вклад в развитие культуры города и в дело воспитания подрастающего поколения, а также за общественную и исполнительскую деятельность.
1 сентября 2011 года Валентина Петровна вышла на заслуженный отдых.
Воспоминания о школе
Мое обучение в музыкальной школе города Нижнего Тагила относится к послевоенному 1946 году. Уралвагонзавод, где работали мои родители, нашел средства, чтобы открыть музыкальную школу в районе. В то время люди испытывали огромные трудности и материальные лишения, но воспринимали всё это, как временные неизбежные проблемы, как следствие войны. Среди руин разрушенных городов они сажали огороды, убирали завалы и расчищали места под новое строительство. Одновременно воспитывали детей и были очень заинтересованы в их общем и музыкальном образовании.
Детей собирали по садикам. Помню, как на вступительных экзаменах, я пела песню «Среди долины ровныя», только слова были другие. Пела очень выразительно и чисто. Меня пригласили в школу для обучения игре на фортепиано. Инструмента дома не было. Приходилось заниматься в музыкальной школе по вечерам с 19.00 до 21.00. Выстраивалась большая очередь учеников и родителей. Как бы ни было трудно, но мы все с удовольствием бежали в музыкальную школу. Окончила школу я с «отличием», как и общеобразовательную школу, и в 1953 году без труда поступила в музыкальное училище имени П.И. Чайковского, города Свердловска. Абитуриенты с «красным свидетельством» сдавали только предмет «фортепиано» и были освобождены от сдачи экзаменов по теоретическим предметам. А я освобождалась еще и от общеобразовательных предметов. Занималась в училище с 1953 по 1957 год очень усердно и прилежно. Сначала в классе ученика Богомаз Марии Григорьевны — Вадима Васильевича Евлампиева, а оканчивала училище у самой Богомаз Марии Григорьевны. В классе царил дух творчества. Училище находилось рядом с филармонией, и мы, студенты, были частыми слушателями концертов знаменитых исполнителей: Эмиля Гилельса (фортепиано), Давида Ойстраха (скрипка), оркестров под управлением дирижера Кирилла Кондрашина. Я много играла и была участницей значимых концертов. Хочу признаться, что за годы учебы в училище я так и не приобрела инструмент. Жила у хозяйки в частном секторе, а занималась в училище с 7.00 до 9.00 утра.
Музыкальное училище я окончила блестяще, на все пятерки и поступила в консерваторию города Алма-Аты в класс преподавателя Росмана Эмиля Абрамовича, уроженца Свердловска. Это была своеобразная и колоритная фигура в жизни Алма-Атинской консерватории 50-70 годов прошлого столетия. Ученик Берты Соломоновны Маранц, он являлся ярким представителем школы Генриха Густавовича Нейгауза. Его чрезвычайно самобытная игра захватывала и убеждала самых разных слушателей. Я испытывала радость совместного творчества. Эмиль Абрамович обладал удивительным свойством — быть со всеми одинаково внимательным, проявлять искренний интерес к делам каждого из учеников. Стиль его работы, а главное,его отношение к своему делу, вызывало восхищение. Эмиль Абрамович — образец для меня, и для всех, кто учился, работал и общался с ним. Мой преподаватель придавал огромное значение воспитанию молодежи и вкладывал много труда и души в педагогическую работу. Из его класса вышли многие хорошие музыканты. В консерватории я училась с 1958 по 1964 годы, приобрела опыт работы концертмейстера вокального отделения. Одновременно преподавала в музыкальной школе. Только в консерватории я смогла приобрести фортепиано, которое стояло у меня на съемной квартире. В городе Алма-Ата я проработала 17 лет с 1958 по 1974 годы.
В 1974 году я с семьей переехала в город Свердловск-44. Меня встретили Игорь Трофимович Скробов и Тамара Александровна Пожидаева. Я начала работать преподавателем по классу фортепиано в Детской музыкальной школе. В то время заведующим фортепианным отделением была Гаврилова Тамара Николаевна. Тамара Николаевна была для всех нас авторитетом и примером высокого профессионализма. Хочу отметить, что в то время дети не так были загружены в школах, не было смартфонов и интернета. К тому же у родителей была очень высокая заинтересованность в музыкальном обучении детей, так как многие из них были выпускниками школы. Например, один из первых выпусков — семья Виктора Семеновича Кислицына, которые впоследствии привели своих детей и внуков в музыкальную школу. Ученики со средними данными при высокой работоспособности добивались значительных высот. Выпускники фортепианного отделения показывали на выпускных экзаменах серьезные программы. Почти все играли 3-х голосные инвенции, сонаты Й. Гайдна, Л. Бетховена, пьесы Э. Грига и другие произведения. Школа всегда была филармонией города и объединяла многие творческие коллективы по разным специальностям. Концертная деятельность была насыщена и активна. Тамара Александровна Пожидаева организовала хор преподавателей, который получил признание в городе. Мы, много выступали в школе, на заводе, в общеобразовательных школах.
С 1975 года по инициативе Тамары Александровны Пожидаевой было открыто Дирижерско-хоровое отделение. Это отделение отличалось сплоченностью по духу и учебным задачам. Мы радовались за успехи учеников и друг друга, помогали и поддерживали каждого. По праздникам собирались в школе или на дому, много пели и общались. Организаторами были Ирина Николаевна Волкова и Светлана Николаевна Краснопевцева. Мы сохраняли теплые отношения даже на расстоянии. Каждый раз, когда в город приезжала Дзюбанова Людмила Ивановна, мы собирались на природе или на даче у Юлии Дмитриевны Свечковой. Коллектив был очень дружный.
Из всех коллег особенно была мне близка Галина Арсеньевна Клементова. С Галей мы познакомились ещё в музыкальном училище. Я только поступила на первый курс, а они с будущим супругом Игорем Борисовичем Клементовым заканчивала училище. По истечении времени мы встретились в музыкальной школе Свердловска-44. С Галиной Арсеньевной мы часто участвовали в школьных концертах, исполняя сложные произведения дуэтом. Одна из интересных совместных работ - исполнение концерта № 4 Л. Бетховена. Галина Арсеньевна виртуозно исполняла партию оркестра.
Галина Арсеньевна всегда была жизнерадостна и открыта. Она умела заводить компанию и быть всегда в центре, сплачивая вокруг себя людей. Подходила к инструменту и начинала импровизировать, поднимая всем настроение. Мы называли её «наша искорка». А в житейских ситуациях всегда помогала советом, окружала заботой. Мы любили встречаться в неформальной обстановке. Постепенно у нас образовалась ещё одна компания: Ольга Константиновна Субботина, Евгения Николаевна Смирнова, Галина Арсеньевна и я. Прошло время, Галины Арсеньевны уже нет в живых, мы все пенсионеры, а традиции остались. Мы продолжаем дружить и встречаться.
В педагогической деятельности я всегда любила детей. Старалась каждого ученика раскрыть и довести до успешного окончания школы. Имея общий стаж 54 года и 37 лет работы в музыкальной школе г. Новоуральска, выпустила более 100 выпускников. И каждый ученик дорог мне по-своему.
Хочу сказать, что и в моей семье есть профессиональные люди искусства. Моя дочь Алона в 1984 году успешно окончила школу, отделение «Фортепиано» у преподавателя Тамары Николаевны Гавриловой. Сейчас живет и работает в Израиле. Занимается музыкотерапией, лечит детей в детском отделении госпиталя. Внук Илья в 2019 годуокончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу саксофона и поступил в Академию музыки имени Гнесиных в Москве. Вступительный экзамен по специальности сдал на «5+». Вошел в состав квартета духовых инструментов, который гастролирует по России и за рубежом. Внучка Татьяна окончила отделение декоративно-прикладного искусства Российского государственного профессионально-педагогического университета. Живет и работает художницей в Москве.
В юбилейные дни хочу пожелать школе сохранить высокий уровень профессионализма, который был заложен в первые годы ее существования. Желаю, чтобы школа пополнялась молодыми кадрами, а выпускники были частыми гостями в школе. Всем процветания и земных благ!