Баранов Анатолий Павлович
- Опубликовано 09.03.2021 04:59
- Просмотров: 688
Творческая биография
Анатолий Павлович Баранов – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории по классу скрипки, артист оркестра. Заведующий отделением «Струнные инструменты с 1964 по 2006 годы. Профессиональный стаж в Детской школе искусств Новоуральска 45 лет.
С 1949 по 1954 годы учился в музыкальной школе города Касимова Рязанской области. Входил в состав первого набора учащихся музыкальной школы.
С 1956 по 1957 годы – учёба в Техническом училище № 2, города Сестрорецка Ленинградской области по специальности слесарь–универсал. Параллельно прошел отбор и работал в Ленинградском молодёжном симфоническом оркестре (2 скрипки).
С 1958 по 1961 годы – студент Рязанского музыкального училища (преподаватель Садовников Константин Алексеевич). В музыкальном училище Анатолий Павлович являлся председателем профсоюзной организации училища. Ещё студентом, в 1959-1960 годах, начал трудовую деятельность преподавателем в музыкальной школе посёлка Приокский города Рязани, ныне Детская школа искусств № 5 города Рязани.
С 1963 по 1967 годы учился в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского по классу скрипки у Заслуженного артиста РСФСР, профессора Мирчина Льва Моисеевича. Окончил три курса консерватории. В 1971 году поступил в Уральский государственный университет имени А.М. Горького, который окончил в 1978 году по специальности «философия» с присвоением квалификации «преподаватель философии».
Член КПСС с декабря 1964 года. Первый председатель профсоюзной организации Детской школы искусств Новоуральска.
Вместе с Маргаритой Иосифовной Барановой Анатолий Павлович стоял у истоков формирования отделения «Струнные инструменты». Наборы на отделение были небольшие, поэтому супруги Барановы и с концертами в общеобразовательных школах и детских садах, привлекая к обучению на скрипке детей.
В классе Анатолия Павловича училось много ярких и талантливых ребят, которые продолжили музыкальное образование. Более 20 выпускников стали лауреатами конкурсов разного уровня, от областных до международных. Учащиеся класса А.П. Баранова принимали участие во всех зональных конкурсах музыкальных школ городов ЗАТО, начиная с I конкурса, который прошел в 1977 году в Новоуральске. На каждом конкурсе воспитанники Анатолия Павловича становились лауреатами. За 45–летний стаж педагогической деятельности Анатолий Павлович подготовил в средние специальные музыкальные училища более 15 скрипачей, а 10 из них окончили высшие учебные заведения: Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки, Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского.
В настоящее время выпускники Анатолия Павловича работают преподавателями в музыкальных школах России, являются артистами симфонических оркестров филармоний и театров. Ученики следуют за своим учителем, не останавливаются на достигнутом и всегда стремятся к совершенствованию знаний независимо какую бы сферу музыкального образования выбирают. Среди них есть кандидаты педагогических наук, изучающие направление «музыкотерпия» (Лузина Ирина).
Анатолий Павлович вел большую работу, как методист отдела, постоянно оказывая помощь начинающим преподавателям. Вместе с Игорем Трофимовичем Скробовым, директором музыкальной школы, был в числе первых инициаторов и организаторов конкурсов закрытых городов атомной промышленности системы ЗАТО. Участвовал в разработке требований конкурсов.
В 1968 году на I смотре методических работ в городе Златоуст–36 (Трехгорный) его разработка «Некоторые вопросы психологии памяти» была рекомендована к распространению и изучению преподавателями ДМШ.
В 1987 году на III смотре методических работ «О работе с концертмейстерами в процессе изучения произведений в классе скрипки» совместная работа с Барановой Ириной Анатольевной была удостоена диплома.
В тот же год под руководством Анатолия Павловича была написана коллективная работа преподавателей «Монография по музыкально–технологическому анализу произведений крупной формы», которая отмечена грамотой жюри смотра.
Анатолий Павлович активно выступал в составе ансамбля и оркестра преподавателей (руководитель Игорь Трофимович Скробов). Работая почти 45 лет заведующим струнным отделением, он создал крепкий коллектив преподавателей и учащихся. Позже с Анатолием Павловичем работали выпускники школы: Ольга Николаевна Первунина, Татьяна Ивановна Мохнатова, Валерий Алексеевич Крыщенко, Алевтина Самуиловна Липатова, Елена Евгеньевна Брусницына, Ирина Анатольевна Баранова, Светлана Николаевна Давыденко, Ольга Александровна Татарчук.
Семейный союз Анатолия Павловича и Маргариты Иосифовны оставили после себя профессионалов–музыкантов. Дети, Ирина и Павел, выпускники струнного отделения Детской школы искусств и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Сын Павел и его супруга, Надежда Алексеевна (скрипка), дочь Ирина и её супруг Герман Анатольевич (контрабас) работают в Уральском академическом филармоническом оркестре Свердловской государственной академической филармонии. Внук Даниил, сын Ирины, выпускник Уральской государственной консерватории сегодня работает в Тюменском филармоническом оркестре. Внук Адам выбрал медный духовой инструмент – трубу.
За добросовестный труд и творческую деятельность имеет награды:
- Знак Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1975)
- Медаль «За доблестный труд» (1975)
- Медаль «За трудовую деятельность» (1970)
- Медаль «Ветеран труда» (1987)
- Почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1994)
- Знак отличия Свердловской области «Совет и любовь» (2010)
Анатолий Павлович Баранов имеет большое количество благодарностей и Почётные грамоты Министерства культуры СССР и Губернатора Свердловской области. За период с марта 1962 по октябрь 1985 года получил по месту работы 2 Почетные грамоты и 20 благодарностей.
2 октября 2006 года Анатолий Павлович вышел на заслуженный отдых.
Воспоминания о школе
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Рано или поздно каждый молодой человек задумывается над выбором профессии. Я долго не мог понять себя и своего устремления в жизни. Блестяще окончив музыкальную школу в Рязани, стал подумывать поступать в музыкальное училище. Послевоенные годы были временем разрухи и нового уклада жизни. Приветствовались рабочие профессии. Родители и моё окружение считали, что профессия музыканта недостаточно стабильная и серьёзная для молодого человека. К тому времени я увлекался путешествиями, любил читать о мореплавателях и поэтому решил поступать в кораблестроительный институт. Однако мне понадобилось несколько месяцев, чтобы понять, что чертежи, цифры и расчеты – это не моё призвание. Через три месяца я ушел из института и решил попробовать себя в рабочей профессии слесаря. Параллельно прошел конкурс и устроился играть в симфонический оркестр при радио. Однажды возвращаясь после репетиции домой, сел в трамвай и заснул. А когда проснулся, понял: украли самое дорогое – мою скрипку. Трудно было собирать деньги на новый инструмент, но этот случай подвел меня к пониманию своего предназначения в жизни и выбора своей профессии.
ЗНАКОМСТВО С МОЛОДЫМ ГОРОДОМ
Я поступил в Рязанское музыкальное училище. В училище встретил Маргариту Иосифовну. После окончания музыкального училища мы поженились. В 1961 году по направлению Министерства культуры Российской Федерации наша молодая семейная пара приехала работать в музыкальную школу Свердловска-44. В то время на руках у нас была трехмесячная дочь Ирина. Оказавшись на вокзале областного города Свердловска, мы с Маргаритой Иосифовной растерялись. Нас никто не встретил. А люди не могли объяснить нам, где находится наш конечный пункт назначения. Все испуганно от нас отворачивались. Просидели на втором этаже вокзала часа два, вдруг неожиданно к нам подошёл молодой энергичный человек лет 25-27 и представился директором школы. Это был Иван Васильевич Горбатюк, открытый души человек. Он подхватил наши вещи и посадил на поезд. Мы оживлённо обсуждали встречу, обменивались вопросами и ответами. Когда проезжали мимо садовых домиков, Иван Васильевич решил над нами подшутить и сказал, что в этих домиках мы и будем жить. Это нас очень шокировало. Гораздо позже выяснилось, что мы приехали в закрытый город! Прошли через проходную. На проходной встретил нас полноватый человек – Игорь Трофимович Скробов. Нашу семью поместили на 1 этаже дома, где располагалась музыкальная школа по улице Крупской. Мы жили в нестандартных условиях. В классе проводили уроки там же и отдыхали. Купили плиту и в классе готовили себе питание, стирали в школе пеленки.
Хочу отметить, что город был заинтересован в профессиональных кадрах, активных музыкантах, способствующих развитию музыкальной культуры. По инициативе И.В. Горбатюка, мы проявили настойчивость в решении жилищного вопроса и привлекли внимание руководителя города Николая Николаевича Барановского. Через некоторое время нам выделили комнату на улице Крупской, а позже семья переехала в трёхкомнатную квартиру. Город был молодой, но обеспеченный, и тем самым привлекал к себе внимание молодых специалистов. Магазины были переполнены икрой, рыбой, достатком. Город снабжался Ленинградом, а Свердловск жил очень бедно. Так началась наша трудовая и творческая деятельность.
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СТРУННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
К нашему приезду в 1961 году в школе работал один преподаватель по классу скрипки – Михаил Львович Липницкий. Он передал мне свой класс и перешел работать в театр. Таким образом, я оказался единственным преподавателем скрипичного класса. Вместе с нами приехала молодой преподаватель по классу виолончели Кошелева Маргарита Георгиевна (1961-1963). Через два года она перешла работать в театр. Наборы детей на отделение были небольшие. Маргарита Иосифовна первоначально вынуждена была преподавать предметы не по специальности. Это были сольфеджио и общее фортепиано. Мы стояли у истоков развития школы и проявляли много фантазии, чтобы привлечь родителей и учащихся к музыкальному образованию. Много ходили по садикам, общеобразовательным школам, выступая с концертами. Маргарита Иосифовна Баранова была очень талантливым музыкантом, скрипачом и концертмейстером. Сама прекрасно музицировала на фортепиано. Помогала в концертной деятельности Ирина Николаевна Волкова. Через год приток учащихся значительно увеличился. Маргарита Иосифовна получила свой класс учащихся по скрипке. Со временем появилась надобность увеличения преподавательского состава. Через три-четыре года в школу вернулся работать Лев Константинович Рослов, пришла выпускница, замечательный преподаватель по классу виолончели Ольга Николаевна Первунина, которая оставила после себя большое количество талантливых учеников. В 1974 году в школу вернулась Вероника Алексеевна Хлынова, преподаватель по классу виолончели. В то время в её классе было всего 2-3 ученика.
Коллектив струнного отделения всегда отличался сплоченностью, творческой организованностью и большим творческим подъемом. Мне захотелось развивать ребят не только музыкально, но и через различные виды искусств. И я предложил организовать клуб «Эрудит», который пользовался большой популярностью на отделении и школе. Маргарита Иосифовна сочинила гимн клубу. У клуба была своя символика – металлический значок, который сделал один из родителей. Значок торжественно вручали каждому новому члену на мероприятии «Посвящение в музыканты». В клубе был свой председатель, человек, к мнению которого все учащиеся прислушивались. Жизнь в клубе была наполнена встречами с интересными людьми. Раз в месяц приходили артисты. Ученики приобретали исполнительский опыт, учились публичности выступлений. Собирались участники клуба каждую субботу. Задача клуба состояла в привлечении учащихся к познанию разных видов искусств. Особенно любили ребята рубрику «Живопись». С удовольствием по открыткам определяли картины известных художников. Юные эрудиты освещали все музыкальные новости школы через стенгазету. Ребята описывали свои впечатления о концертах, спектаклях. Творческая жизнь в школе на улице Крупской была интересной. Мы жили одной семьёй, устраивали капустники. Жили творчеством и работой! Так выросло не одно поколение выпускников струнного отделения.
МОЯ ГОРДОСТЬ – УЧЕНИКИ!
За 45 лет педагогической деятельности в моём классе и на отделении было много ярких и талантливых ребят, которые продолжили музыкальное образование. Более 20 выпускников отделения стали лауреатами разного уровня конкурсов: от областных до международных. Среди первых выпускников хочется назвать имена: Бориса Плотникова, Александра Турицына, Александра Крупия, Наталью Хорошеву, Татьяну Чеглакову, Ирину Лисабонову, Валерия Крыщенко, Елену Брусницыну, Елену Батракову, Галину Барышникову, Олега Булдакова и многих других. Далеко не все выпускники стали музыкантами. Но каждый имел свою харизму. Например, Борис Плотников, первый выпускник отделения, стал актером, народным артистом Российской Федерации. В одном из спектаклей, играя роль Паганини, самостоятельно и очень убедительно исполнил скрипичную партию. Он поразил зрителя своим профессионализмом музыканта и артиста сцены. Вскоре был приглашён работать в Московский театр Советской Армии. Заварзин Евгений, лауреат многих конкурсов, с отличием окончил музыкальную и общеобразовательную школы. Студентом МИФИ, (г. Москва) сочетал учёбу с обучением в джазовой музыкальной школе. Сегодня живёт и успешно работает программистом в Новой Зеландии. Бурков Андрей – лауреат зонального, регионального конкурсов. Состоялся как директор одной из музыкальных школ в Подмосковье. Организовал с женой струнный квартет. Много лет был моим учеником и другом Валерий Крыщенко – ученик М.И. Барановой по классу сольфеджио и фортепиано. Богатый и духовно наполненный интеллектуал. После окончания музыкального училища г. Асбеста пришёл работать в школу альтистом. Валера увлекся фотографией. Устроился работать на Уральский электрохимический комбинат. После себя оставил много фотографий для города, школы. Всегда любил своё дело. Еще одна яркая выпускница моего класса, а затем и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского– Батракова Елена (выпуск 1974) много лет преподаёт в Перуанской консерватории и работает в филармоническом оркестре. Хочу вспомнить Галину Барышникову. После окончания музыкальной школы и музыкального училища, Галина окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Галина долгое время работала в Санкт-Петербургской филармонии. Юлия Григорьева (преподаватель И.А. Баранова), лауреат международного конкурса живет в Амстердаме, играет в симфоническом оркестре филармонии. Поддерживаем связь с Илоной Наумовой (преподаватели Г.А. Глухова, И.А. Баранова), которая проживает в Швейцарии. Любовь, которую мы привили к музыке, сохраняется у выпускников нашего отделения на долгие годы. Мы продолжаем дружить, общаться, делимся радостями, поддерживаем друг друга в трудную минуту.
За 1970-90 годы исполнительский уровень струнного отделения сильно вырос. Достаточно назвать имена выпускников музыкантов моих коллег, которые в дальнейшем стали лауреатами международных конкурсов: Александр Зюмбровский (преподаватель В.А. Хлынова), Денис Кислов (преподаватель Ю.П. Ветохин), Ольга Васильева, Юлия Жуликова, Наталья Акуренко (преподаватель О.Н.Первунина). Выпускники отделения работают во многих музыкальных коллективах страны и мира: в филармонии, театрах музыкальной комедии, оперном театре. Как пример, в Свердловской государственной академической филармонии работают шесть человек (Наталья Акуренко, Ирина Баранова, Павел Баранов, Юлия Жуликова, Анна Лянгасова, Наталья Шишкина). Мне повезло, я работал с грамотными профессионалами скрипичного и виолончельного класса: Г.А. Глуховой, Ю.П. Ветохиным, А.С. Липатовой, Е.Е. Брусницыной, В.А. Хлыновой, О.Н. Первуниной – преподавателями, которые активно участвовали в развитии отделения.
В 2001 году на отделение пришёл работать молодой, мыслящий, энергичный альтист – Никита Геннадьевич Мерзлов. Он привлек моё внимание своей коммуникабельностью и неуспокоенностью на достигнутом, компетентностью и способностью видеть перспективу в развитии отделения и школы. В 2007 году я передал Никите Геннадьевичу руководство струнным отделением. С 2011 года он возглавил школу и вывел её на достойный уровень. Школа признана лучшей школой в системе Росатом. Хочу особо подчеркнуть, что культурой города руководит сегодня выпускница струнного отделения и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского – Ирина Вячеславовна Шаповалова (преподаватель Л.К. Рослов).
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК СКРИПАЧА – КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
Большую роль при подготовке к значимым выступлениям и конкурсам играет концертмейстер, являясь яркой поддержкой ученику. Такая поддержка всегда была в лице М.И. Барановой. Маргарита Иосифовна необыкновенно разносторонний и творческий человек, композитор, музыкант, владеющая игрой на нескольких инструментах. Великолепно подбирала на слух любую мелодию, песню. К 200-летию Свердловска написала оду «От Новоуральска к Свердловску». Ещё хочу подчеркнуть одно её качество – это пример самоотверженности, преданности семье, ученикам, школе! Маргарита Иосифовна всегда была органична в общении с детьми, коллегами, людьми. Наш семейный союз был творческий. Мы всегда работали рядом, у нас были партнерские равноправные отношения в школе. Особенность нашей семьи заключалось в полноценном единстве. Мы всегда друг другу помогали в жизни.
В школе всегда был яркий состав концертмейстеров. Мы часто сотрудничали с Ириной Николаевной Волковой, Галиной Арсеньевной Клементовой. Значительную роль в развитие моего класса сыграла прекрасный музыкант-пианист Наталья Андреевна Попова. После одного из конкурсов заведующий оркестровым отделением, профессор, Заслуженный артист РФ Пешков С.Ф. при встрече сказал: «Какие у вас концертмейстеры!.. Можно только позавидовать!». Наталья Андреевна любой текст брала с ходу. С ней было всегда легко играть. Надёжной поддержкой лауреатов моего класса была Наталья Николаевна Одинцева. Её роль и профессионализм как концертмейстера неоценима.
История отделения связана с созданием в 1961 году детского ансамбля скрипачей. Задача коллектива заключалась в пропаганде скрипичного искусства, а также для привлечения детей к обучению игре на скрипке. Ансамбль скрипачей представлял коллективную форму работы, которая помогла увлечь несколько поколений учеников, раскрыть их способности в коллективном сотворчестве. Воспитать не только музыкантов любителей, а прежде всего профессионалов. Богатый классический репертуар способствовал воспитанию музыкального вкуса, артистизма учащихся! Ребята с удовольствием выступали на всех городских площадках. И помогали в разные годы концертмейстеры: М.И.Баранова, Н.В.Козина, Н.К.Бугрова.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В ШКОЛЕ
Биография моей общественной жизни имеет свою историю. Она началась со студенчества. В музыкальном училище я познакомился со своей будущей супругой Маргаритой Иосифовной Бурачевской. Выпускница Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, она выделялась среди всех студентов яркостью исполнения программ и уровнем подготовки. Мы учились у одного преподавателя. Но нас сблизила ещё и общественная работа. Маргарита входила в состав комсомольского бюро. Я вошел в состав профсоюзной организации и был выбран председателем профкома. На почве общественной работы у нас с Маргаритой Иосифовной начались серьёзные разногласия. Мы часто спорили и это дало толчок к сближению. В музыкальной школе я вошёл в состав партийной организации. Партийная организация была небольшой, но действенной. В её состав входили: И.Т. Скробов, я – А.П. Баранов, М.И. Баранова, В.И. Игнатченко, Н.В. Ежелева (Петрик), Г.В. Борисова. Я был первым секретарём партийной организации. Через год уступил это место М.И. Барановой. Мы все были активистами. Любое начинание горело у нас в руках. С момента выделения профсоюзной организации ДМШ в самостоятельную я был её первым председателем. Эта деятельность требовала много времени и душевных сил работы с людьми. Позже меня сменила М.И.Баранова.
Мы были неугомонны, нам хотелось охватить всё и везде успеть. Общественная работа и педагогическая деятельность захватывала всё время и сочеталась с учебой в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. А позже с учёбой на философском факультете Уральского государственного университета имени А.М. Горького. По окончании университета мне сделали два предложения: возглавить культуру города или занять должность директора Дома культуры. Я отказался. Мне ближе была педагогика и музыкальное исполнительство. И я счастлив, что смог реализоваться в школе, с которой связано 45 лет творчества! Как итог оценки нашей работы в школе явилось присуждение мне звания Заслуженного работника культуры Российской Федерации, а Маргарите Иосифовне знака «За отличную работу» Министерства культуры СССР.
Вся моя жизнь посвящена скрипичному музыкальному искусству. У нас с Маргаритой Иосифовной получился счастливый творческий дуэт, который был отмечен Знаком отличия Свердловской области «Совет и любовь» за 50 лет совместной жизни. Мои дети Ирина и Павел – выпускники струнного отделения Детской школы искусств и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Дети и их супруги работают в Уральском академическом филармоническом оркестре Свердловской государственной академической филармонии: Павел – в группе I скрипок, его жена Надежда Алексеевна и дочь Ирина – в группе II скрипок, супруг Ирины, Герман Анатольевич в группе контрабасов. Внук Даниил, сын Ирины – выпускник Уральской государственной консерватории. Играет в Тюменском филармоническом оркестре в группе I скрипок. Внук Адам – студент музыкального училища имени П.И. Чайковского (труба). Не все внуки выбрали музыку профессией, но музыкой наполнены их сердца. Внучка Маргарита, преподаватель английского языка, хорошо играет на фортепиано. Играет на гитаре и сочиняет песни внук Алексей.
Сегодня на отделении работают наши выпускники – яркие и успешные музыканты, лауреаты региональных, всероссийских международных конкурсов: Ольга Александровна Татарчук, Светлана Николаевна Давыденко. Влились в коллектив струнного отделения Светлана Григорьевна Новикова, Инна Анатольевна Порошина, Эльвира Садрисламовна Сагирова. Хочется пожелать преподавателям нового поколения сохранять планку высоты достижений! Любить сцену! Помогать раскрываться юным музыкальным дарованиям и не останавливаться на достигнутом!